§ 21. Хозяйственные отношения

История Беларуси, 6 класс (Штыхов, Темушев, Ракуть, 2009)

[ Содержание ]

Вспомните

1. Какие занятия первобытных людей предшествовали возникновению земледелия и животноводства?

2. Что такое родовая община?

3. Какие источники рабства существовали в Древней Греции и Риме?

1. Сельская (соседская) община. Появление более совершенных орудий труда (соха, рало, борона), использование тягловой силы (быки, лошади) содействовали увеличению производительности труда. Производительность труда — это количество изготовленной продукции за единицу времени. Теперь отдельная семья могла прокормить себя сама. Большие патриархальные семьи уступили место малым. На смену родовому строю пришла сельская (соседская) община, состоявшая из отдельных семейных крестьянских хозяйств.

В сельской общине существовало коллективное (общинное)землепользование — владение пашней, пастбищем, а также лесами и водоемами. Орудия труда находились в собственности каждой семьи.

Семья получала в пользование отдельный участок земли — земельный надел. Но вначале она не имела права распоряжаться им. Земля принадлежала общине.

Община у славян называлась «вервь». Название это происходит от слова «веревка», которой отмеряли участки земли, принадлежавшие членам общины. Каждая община выбирала старосту. Он был обязан заботиться об общих интересах общинников.

2. Хозяйственные занятия. Усовершенствование орудий труда и переход к соседской общине были связаны с дальнейшим развитием земледелия и животноводства. Подсечно-огневое земледелие было окончательно вытеснено пашенным в форме двуполья или трехполья.

При таком земледелии землю делили надее или три части. Половина или треть поля «отдыхала», а на других сеяли яровые, озимые культуры. Часть поля отводилась подогородные культуры.

Главными орудиями обработки земли оставались деревянная соха с железными наконечниками и рало с металлическими лемехами. Кроме пахотных инструментов использовались также ручные орудия обработки земли: деревянные лопаты с металлическими оковками и железные мотыги. В X—XIII вв. на белорусских землях были распространены почти все известные в наше время культуры — рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, боб, чечевица. Для изготовления одежды выращивали лен и коноплю. Урожай собирали железными серпами, зерно молотили деревянными цепами и мололи на муку при помощи каменных жерновов.

Важное место занимало огородничество.

Наши предки выращивали капусту, репу, лук, свеклу, огурцы. Из садовых деревьев были известны слива и вишня.

Значительная роль в питании жителей белорусских земель принадлежала продуктам животноводства. Как и прежде, разводили крупный рогатый скот и свиней. В X—XIII вв. население территории Беларуси занималось птицеводством. Славяне разводили кур, уток, гусей.

Важным дополнением к земледелию и животноводству оставались охота и собирательство. В некоторых белорусских городах охота служила основным источником добычи мяса. Охотились как на крупных животных (зубр, лось, медведь, кабан), так и на мелкую дичь и даже на птиц. Охота имела значение не только для питания, но и для добывания ценного и теплого меха.

Широко практиковалось рыболовство. В водоемах на наших землях водились разные виды рыб, в том числе такие ценные, как осетр, лосось, угорь и др. Рыбу ловили как летом, так и зимой при помощи крючков, блесен, неводов, острог. Рацион наших предков обогащался также за счет сбора грибов, ягод, диких плодов, орехов.

Значительное место среди промыслов занимало бортничество, дававшее два ценных продукта — мед и воск. Мед ценился чрезвычайно высоко, так как сахара в те времена еще не знали. Его употребляли не только в натуральном виде, но и для приготовления напитков. Воск шел на изготовление свечей, необходимых в церковном деле. Свечи использовали и для освещения богатых домов. На мед и воск существовал также спрос в Византии и других странах.

Значительного уровня достигло ремесло. Ему предшествовали домашние промыслы, когда крестьяне сами изготавливали необходимые в хозяйстве вещи — простейшие орудия труда, одежду и обувь. Женщины пряли и ткали. Но постепенно выделились ремесленники — специалисты по изготовлению того или иного вида продукции. Исключительно важным было кузнечное ремесло, так как оно требовало особого оборудования — кузницы, мехов, набора инструментов, а также специальных навыков. Заниматься кузнечным делом мог далеко не всякий, а железные орудия труда были необходимы в каждом доме. Поэтому кузнецы пользовались особым уважением. Была налажена обработка цветных металлов (меда, олово, свинец), из которых изготавливали украшения.

В X в. на наших землях распространился гончарный круг, что позволило улучшить качество глиняной посуды. В результате гончарство также выделилось в самостоятельный вид ремесла.

3. Дань и полюдье в IX—XI вв. Князь, приближенные к нему лица, дружина должны были найти себе продовольственное обеспечение, поскольку они не участвовали в непосредственном производстве продуктов. Более того, княжеская должность предусматривала выделение князя из остального общества одеждой, дорогими лошадьми и др. Князю всегда требовались средства для ведения войн, приема зарубежных посольств и т. д. Главным путем (но не единственным) удовлетворения запросов князя и его окружения являлся сбор дани.

Князь со своей дружиной являлся в селение и требовал от жителей дань. Подвластное ему население несло мех, мед воск, продукты питания. При сборе дани

князь рассматривал жалобы своих подданных, вершил суд и наказывал 105 виновных. Собрав дань в одном месте, князь с дружиной переезжал в другое. Сбор князем дани с населения назывался полюдьем.

Полюдье требовало личного присутствия князя. С развитием государ -ства и расширением обязанностей князя это становилось невозможным.

Дань стали привозить в особые пункты — погосты. После принятия христианства десятую часть своих доходов князь отдавал церкви.

4. Денежное обращение. Через белорусские земли проходил летописный торговый путь «из варяг в греки». Это содействовало активному развитию внутренней и внешней торговли. Иноземные купцы были довольно частыми гостями в белорусских городах. В некоторых городах даже существовали их постоянные поселения. Активная торговля содействовала более быстрому развитию денежного обращения. Свидетельством тому являются многочисленные клады монет и слитков серебра, найденные на территории Беларуси.

ВIX—X вв. основной денежной единицей в белорусских землях был арабский дирхем. Это серебряная монета весом 2,5—4 г. Клада таких монет встречаются преимущественно в Подвинье и Поднепровье.

С конца Хдо конца XI в. вместо арабского дирхема стали использовать западноевропейский денарий. Денарий — это серебряная монета весом 1,8— 1,9 г. Многочисленные клады таких монет были найдены на территории Беларуси. Большинство этих монет происходит из Германии и Англии. Есть монеты датские, французские, византийские, чешские, венгерские и др.

Наибольшее количество кладов с монетами IX—XI вв. обнаружено на территории Полоцкой земли. Выгодное географическое положение содействовало участию Полоцка и Витебска в активной международной торговле.

Однако в конце XI в. приток денариев в восточнославянские земли прекратился. Наступил так называемый безмонетный период XII—XIII вв. Он характеризуется обращением слиткового серебра. Получили распространение своеобразные деньги — серебряные слитки: литовские, или западнорусские, весом свыше 100 г и киевские весом около 165 г. Значительно реже на белорусских землях встречаются новгородские слитки (около 200 г). В письменных источниках серебряные слитки называются гривнами.

Это интересно. Летопись сообщает, что менский князь Глеб Всеславич и его жена завещали Киево-Печерскому монасты -рю 600 гривен серебра и 50 гривен золота. Эта выплата была сделана в новгородских гривнах.

Гривны являлись основными денежными и весовыми единицами на территории Беларуси до начала XIV в., однако найдено их немного. С их помощью нельзя было осуществлять повседневные мелкие торговые операции. Историки считают, что в это время был распространен прямой обмен продуктами или торговля с использованием шкурок пушных зверьков. Поэтому период XII—XIII вв. и называют безмонетным.

5. Возникновение феодальных отношений. В результате распада первобытного общества возникали рабовладельческие и феодальные отношения. Богатые землевладельцы — князья, бояре — захватывали все больше общинных земель. Свободные земледельцы становились зависимыми от них. Постепенно землевладельцы подчиняли себе целые села.

Возникли усадьбы бояр, появились княжеские и боярские села. Центром усадьбы был княжеский или боярский двор. Существование боярских дворов и сел свидетельствует о развитии феодальных отношений в Беларуси, возникновении богатых землевладельцев и зависимых от них крестьян. Наиболее активно это начало происходить в XII в.

В письменных источниках XI—XII вв. часто встречается слово «челядь». Сначала челядинами называли рабов. Затем челядью стали считать всех людей, зависимых от своего господина и живших в его усадьбе.

Среди челяди были люди, полностью утратившие личную свободу. В документах они называются холопами. По своему положению холопы были рабами. Зависимые полусвободные крестьяне назывались смердами. Смерды имели личную свобод, однако земля, на которой они работали, принадлежала князю.

Общинники попадали в зависимость разными путями. Например, в связи с неурожаем крестьянин мог обратиться к богатому человеку и взять у него купу (заём). Такой крестьянин становился зависимым и назывался закупом.

Таким образом, дальнейшее развитие имущественного неравенства постепенно вело к формированию разных групп населения. Наряду со свободными общинниками и богатыми землевладельцами существовали челядь, холопы и другие зависимые крестьяне. Развитие феодальных отношений долгое время еще сочеталось с существованием рабской зависимости.

Вопросы и задания

1. Объясните понятия: производительность труда, сельская (соседская) община, полюдье, погост, челядь, холоп, смерд, закуп.2. Какую роль играла община в Древней Руси?3. Чем был вызван распад большой патриархальной семьи?4. Перечислите характерные черты сельской (соседской) общины.5. По какой причине возникла дань?6. Выскажите свое предположение о происхождении названия «полюдье».7. Что представляло собой денежное обращение на белорусских землях в IX—XI вв.?8. Почему период XII—XIII вв. называют безмонетным?9. Как проявлялись феодальные отношения на белорусских землях в средневековье?10. Назовите основные группы зависимых людей у восточных славян в XII в.