§ 23. Христианство на западных землях Древней Руси

История Беларуси, 6 класс (Штыхов, Темушев, Ракуть, 2009)

[ Содержание ]

Вспомните

1. Когда возникло христианство?

2. Почему оно получило такое название?

3. Что заставило киевского князя Владимира Святославича искать замену языческим верованиям жителей своего государства?

1. Причины принятия христианства. Язычество имело глубокие древние корни на славянских землях. Оно давало свои ответы на вопросы о происхождении мира, людей, различных природных явлений и т. д. Но в X в. религиозные представления наших предков начали изменяться. Чем это было вызвано? В те времена возникали первые государственные образования, устанавливалось княжеское единовластие, развивались земледелие, торговля, ремесло. Все это вызывало потребность в знаниях, письменности, новых взглядах. Возникла необходимость в тесных связях с другими государствами, прежде всего с Византийской империей, где исповедовали христианство. Христианская вера соответствовала требованиям государственной власти, поскольку обязывала подчиняться власти, данной от Бога.

Наиболее важной исторической вехой в распространении христианства среди восточных славян был 988 г. В этот год великий князь киевский Владимир Святославич принудил киевлян креститься, принять христианскую веру. Это событие считается началом распространения христианства у всех восточных славян.

2. Первые христиане белорусских земель. Вероятно, первыми христианами в Полоцком княжестве были Рогнеда и ее сын Изяслав. Летопись свидетельствует, что Рогнеда перед смертью в 1000 г. была пострижена в монахини под именем Анастасия. Из летописи также известно, что и князь Изяслав был очень набожным человеком и усердно читал религиозные книги.

После принятия христианства Русью в 988 г. количество христиан среди восточных славян быстро увеличивалось. Повсюду, где жили люди, строились церкви. Известно, что первые деревянные церкви в Полоцке и Друцке были посвящены Богородице — матери Иисуса Христа.

Первые монастыри на белорусских землях возникли только в XII в. В монастырях появились монахи — члены церковной общины, дававшие обет вести строгий образ жизни с отказом от материальных удобств и жизненных наслаждений.

Это интересно. Наиболее ранний монастырь был построен возле Полоцка в начале XII в. одним из полоцких князей, возможно, Борисом Всеславичем. Монастырь находился у небольшой речки Бельчица и был посвящен первым русским святым Борису и Глебу. Отсюда его название — Бельчицкий Борисоглебский монастырь. Образцом для него послужил Киево-Печерский монастырь.

Сразу после принятия христианства в Древнерусском государстве началось формирование церковной организации. Во главе ее стоял митрополит, находившийся в Киеве. Русская митрополия делилась на епархии, которыми руководили епископы. До начала XIII в. на Руси было создано 16 епархий, и среди них Полоцкая и Туровская. Историки полагают, что в Полоцке епархия возникла около 992 г. Имена первых полоцких епископов оста -лись неизвестными. Только в начале XII в. упоминается полоцкий епископ Мина. Епархия в Туровском княжестве была основана в 1005 г. Первым ее епископом называется Фома.

3. Язычество и христианство.

С принятием христианства началось широкое строительство церквей и монастырей. Так, в XII в. в одном только Полоцке было построено не менее десяти каменных церквей и основано три монастыря. Деревянных церквей строили намного больше, чем каменных. Успехи церковного строительства были очевидны.

Другое дело — укоренение христианской веры в сознании людей. Им было очень сложно порвать с привычной языческой верой, особенно это касалось сельского населения. Верхи общества (князья, бояре, княжеские дружинники) и жители городов быстрее принимали новую веру.

И после крещения восточные славяне долгое время отмечали языческие праздники и даже тайно молились старым богам. Древнерусская летопись упоминает о появлении и через сто лет после крещения Руси языческих жрецов — волхвов.

Это интересно. Отголоски языческих верований сохранились и в княжеской среде. Так, считалось, что князь Всеслав Врячиславич родился от «волхвования». Даже в произведении, созданном в конце XII в., — «Слове о полку Игореве» — полоцкий князь называется «волхвом». Под именем Волха Всеславича он остался известным в народных былинах.

Таким образом, в связи с принятием христианства на смену язычеству приходила новая вера, но процесс этот шел медленно. В результате продолжительное время на белорусских землях существовало двоеверие — положение, когда часть населения, принявшая христианство, по-прежнему поклонялась языческим богам.

4. Результаты и значение распространения христианства. Прежде всего христианская вера возвышала человека над. природой. Только человеку, учила церковь, Бог дал разум и душу Вера в вечную жизнь, стремление попасть в рай вдохновляли людей делать добро, помогать бедным, терпеливо переносить муки земной жизни.

Христианские заповеди — почитай отца твоего и мать твою, не убий, не укради, не обмани — содействовали установлению добрых отношений между людьми. С приходом христианства исчезли жертвоприношения (в том числе и человека), кровная месть, многоженство.

Распространение христианства содействовало развитию письменности и образования. При церквах и монастырях открывались школы, переписывались книги. Церковники были не только самыми образованными людьми, но и советчиками в делах. На белорусских землях развернулось строительство каменных храмов. Соборы, церкви и монастыри стали самыми красивыми и величественными сооружениями того времени. Их красота приобщала верующих людей к высокому искусству, вносила в их повседневную жизнь радость познания прекрасного.

Для обеспечения потребностей церкви князья выделяли десятую часть всех своих доходов — с дани, судебных штрафов, таможенных пошлин и т. д. Но эта церковная десятина дополнительным бременем ложилась на плечи земледельцев, ремесленников, торговцев. Со временем церковь приобрела земли с зависимыми крестьянами и таким образом превратилась в феодала.

Тем не менее новая христианская религия, сменившая на землях восточных славян язычество, имела очень большое значение для развития общества.

Вопросы и задания

1. Дайте объяснение датам: 988, около 992, 1005.2. Объясните понятия: монах, митрополит, епископ, двоеверие, христианские заповеди, церковная десятина.3. Назовите основные причины распространения христианства на белорусских землях.4. Откуда и каким образом проникала христианская вера в Беларусь?5. Расскажите о первых христианах в Полоцком княжестве.6. Какие церковные епархии существовали на белорусских землях?7. Согласитесь, что весь материал темы можно назвать одним словом «христианизация». Попытайтесь дать этому слову собственное определение. Постарайтесь, чтобы оно было по возможности кратким.8. Каковы были результаты и значение принятия христианской веры?