§ 4. Общественно-политическое движение в первой трети ХІХ в.

История Беларуси, 9 класс (Морозова, Сосно, Панов, 2011)

[ Содержание ]

Вспомните.

В чем заключается сущность теорий естественного права и общественного договора?

Учебная задача.

Определить, что представляло собой дворянское (шляхетское) течение общественно-политического движения в Беларуси в первой трети XIX в.

Создание и деятельность тайных организаций в Беларуси. Теория французских просветителей о естественном праве, их идея общественного договора, события войны 1812 г. значительно повлияли на развитие общественной мысли. Для выработки и достижения своих общественных и национальных идеалов шляхетская интеллигенция, учащаяся молодежь в Беларуси стали объединяться в кружки и общества. Участники этих организаций были связаны с общественным движением в Польше, с передовыми людьми России для борьбы против самодержавия.

В 1817 г. по инициативе студентов Виленского университета Адама Мицкевича, Томаша Зана, Яна Чечота было создано Общество филоматов — любителей наук (**1, 2). Оно имело отделения в Свислочской гимназии и других учебных заведениях. Вначале члены общества ставили перед собой цель совершенствования своих научных знаний и литературно-художественных

способностей, содействия всеобщему просвещению и общественной работе на благо Родины. На собраниях в окрестностях Вильны они слушали и обсуждали научные доклады и литературные произведения. Филоматы призывали «сохранять родителей своих полезные обычаи. имея в памяти отвагу и подвиги предков, брать пример с них по мере сил своих и состояния». Они даже собрали образцы хлеба, которым питались в голодные годы крестьяне. Краеведческая деятельность филоматов положила начало исследованию фольклора, обычаев и верований местного населения.

 

«Не возьмем мы хцівасць ва ўжытак —

Прэч, сквапнасці, пыхі насенне!

Наш самы высокі набытак —

Айчына, навука, сумленне! »

Отрывок из песни филоматов

В 1820 г. образовалась более массовая организация — Общество филаретов — любителей добродетели. Наряду с распространением просвещения в обществе филареты пропагандировали идеи равенства и свободы, вплоть до ликвидации крепостного права и предоставления народам права независимого существования.

Царское правительство усмотрело в создании и идейно-просветительской деятельности филоматов и филаретов большую опасность. В декабре 1821 г. вышел указ о запрещении тайных обществ. В 1823 г. начались аресты, к следствию было привлечено около 200 человек. От работы отстранены идейные вдохновители молодежи, профессора Виленского университета Иоахим Ле-левель, Михаил Бобровский, Игнатий Данилович. Жителям Литвы и Беларуси было запрещено учиться в зарубежных университетах. У чиновников бралась подписка о неучастии в тайных организациях.

Декабристское движение в Беларуси. В России на борьбу против самодержавия выступили дворянские революционеры-декабристы. С целью смены власти они совершили попытку поднять вооруженное восстание в декабре 1825 г. (отсюда и название — декабристы). Начало их деятельности в Беларуси связано с переводом сюда из Петербурга гвардейского корпуса. В нем служили члены декабристского «Северного общества». Его руководитель Никита Муравьев составил первый, «минский вариант» российской конституции. Этот вариант предусматривал создание в России буржуазного государства, основанного на экономических и гражданских свободах, принципах выборности государственных должностей и разделения функций законодательной, исполнительной и судебной властей.

Также предусматривались верховенство конституции и равенство всех граждан перед законом, свобода слова, неприкосновенность личности и частной собственности, отмена крепостного права и сословий. Однако этот вариант конституции содержал и ограничения прав граждан, обусловленные их имущественным положением, возрастом, обязательным знанием русского языка.

В 1823 г. по инициативе будущего декабриста Сергея Муравьева-Апостола, служившего в расквартированном в Бобруйской крепости пехотном полку, был разработан бобруйский план восстания. Он предусматривал арест императора Александра I и его свиты во время смотра войск в крепости. Однако из-за неподготовленности и разногласий среди руководства восстанием бобруйский план не был осуществлен. А крепость стала местом заключения некоторых декабристов.

Декабристы из «Южного общества» наладили связи с польским «Патриотическим обществом». Члены последнего ставили своей целью восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г., то есть со включением в ее состав польских, белорусских, литовских и части украинских земель. Декабристы же признавали право на независимость только за Польшей. После сложных переговоров стороны согласились на присоединение к Польше территории Литвы и Западной Беларуси. Между двумя обществами был заключен договор о подготовке одновременного восстания против самодержавия.

В Литовском отдельном корпусе, размещенном на Белосточчине, по инициативе филарета Михаила Рукевича возникло тайное Общество военных друзей. Члены общества выступали за свободу и просвещение для себя и других. 24 декабря 1825 г. «военные друзья» сорвали церемонию присяги на верность Николаю І в местечке Браньск.

Однако выступление нескольких рот саперного батальона не охватило весь корпус, а его организаторы, в том числе М. Рукевич, капитан К. Игель-стром, поручик А. Вегелин, разделили судьбу ссыльных декабристов.

Неудачи первых революционеров дворянско-шляхетского происхождения объясняются их оторванностью от народа. Они хоть и сочувствовали крестьянам, но не считали их реальной силой и не опирались на них в своей деятельности.

Причины, ход и итоги восстания 1830—1831 гг. на белорусских землях. Разгром декабристов снял вопрос о совместном выступлении революционеров России и бывшей Речи Посполитой; последним приходилось рассчитывать только на собственные силы. В 1830 г. в Варшаве началось восстание против российского самодержавия. Главной его причиной было недовольство шляхты разделами Речи Посполитой. Руководители восстания, среди которых преобладали сторонники его консервативного течения во главе с князем Адамом Чарторыйским, ставили главной целью восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г. Представители демократического течения во главе с историком Иоахимом Лелевелем добивались распространения восстания на земли бывшего Великого Княжества Литовского. Ими был выдвинут лозунг «За нашу и вашу свободу! », ставший в дальнейшем символом единения российских и польских революционеров. Беларусь рассматривалась участниками восстания как часть Польши.

Весной 1831 г. в руках повстанцев оказались Литва и ряд уездов Западной Беларуси. Восстание развивалось нередко стихийно, хотя и был создан Виленский центральный повстанческий комитет. Шляхта каждого уезда выбирала свое правительство и военного командира. Эти правительства приводили население к присяге, объявляли рекрутский набор, издавали воззвания.

Крестьяне и мещане набирались в отряды преимущественно по принуждению и не всегда были заинтересованы воевать. Царское правительство опасалось, «чтобы из польского бунта не сделался бы крестьянский». Крестьянам официально объявлялось помилование, если они сами покинут отряды и вернутся домой. Отдельные царские командиры обещали даже освобождение от панов-повстанцев. Кульминацией событий стала битва за Вильну 19 июня 1831 г., в которой повстанцы были разбиты правительственными войсками.

Общая численность участников восстания в Беларуси составила около 15 тыс. человек. Сознательно поддержали восстание шляхта, учащаяся молодежь, католическое и частично униатское духовенство (**3).

Призывы к борьбе «за Польшу, отчизну нашу» не вызвали энтузиазма у большинства белорусского населения. Вопрос о государственности своего края повстанцами не ставился, а крестьянский вопрос фактически игнори-ровался. Крестьяне надеялись на получение свободы и собственной земли. Но наибольшее, что смогла им пообещать шляхта в отдельных уездах, — это снижение нормы барщины до двух дней в неделю.

Старый крестьянин-полешук в беседе с повстанцами объяснил причину неудачи восстания следующим образом: «. есть одна причина неудачи восстания — это отношение панов к крестьянству. Паны думали сами осуществить восстание, но забыли, что их мало, а мужиков столько, как муравьев. Паны не хотели освободить крестьянство, так как, утратив барщину и подданство мужиков, они утратили бы свои доходы от мужика и свой вес в государстве, где они — всё, мужик — ничто. Барщина есть причина упадка восстания».

Многие из повстанцев, покинувших родину, участвовали позже в борьбе за свободу в различных европейских странах.

В 1831 г. восстание в Беларуси и Литве было подавлено.

Понятия и термины, которые нужно усвоить: филоматы, филареты.

Культурно-историческая среда

**1. Историю Общества филоматов отразил в драматической поэме «Дзя-ды» уроженец Новогрудчины, классик польской литературы Адам Мицкевич. В поэме «Пан Тадеуш» некоторые разделы посвящены участию шляхты белорусских земель в войне 1812 г. Вынужденный в 1824 г. навсегда покинуть свою родину в связи с осуждением по делу Общества филоматов, поэт направился в Москву, где познакомился с А. С. Пушкиным.

Тот при знакомстве под впечатлением выступления Мицкевича воскликнул: «Каков гений! Каков священный огонь! » Как полагают исследователи, возможным прототипом главного героя в повести А. С. Пушкина «Дубровский» стал мелкий шляхтич из Игуменского уезда Минской губернии Павел Островский, имевший отношение к восстанию 1830—1831 гг.

На родине А. Мицкевича в Новогрудке, а также в Минске установлены памятники в его честь.

Современные литературоведы называют поэта «гением пограничья культур».

**2. Среди участников Общества филоматов был близкий друг А. Мицкевича уроженец Ново-грудского уезда Игнатий Домейко. В 14 лет он благодаря знаниям, приобретенным в коллегиуме, был без экзаменов принят на физико-математический факультет Виленского университета. Уже через год после поступления ему присвоили степень кандидата философских наук. После участия в восстании 1830—1831 гг. выехал за границу, с 1838 г. жил в Чили. Здесь он организовал широкое изучение геологии и минералогии, устроив ряд экспедиций в горы Анды. В Чили Игнатием Домейко был создан этнографический музей, подготовлен проект организации школьного обучения, написаны учебники по физике и минералогии. Долгое время он занимал должность ректора университета в Сантьяго. В столице Чили ему поставлен памятник с надписью «Великий просветитель». Чилийское правительство объявило И. Домейко национальным героем республики. Его именем назван шахтерский город в Чили. По решению ЮНЕСКО 2002 год был официально объявлен годом Игнатия Домейко.

**3. Одной из наиболее активных участниц восстания 1830—1831 гг. была 25-летняя уроженка Витебщины Эмилия Плятер, которая увлекалась белорусским фольклором. Переодевшись юношей, она собрала и возглавила один из повстанческих отрядов, состоявший из нескольких сотен шляхтичей и крестьян. В 1831 г. умерла от болезни. В ее честь А. Мицкевич написал стихотворение «Смерть полковника». Некоторые исследователи сравнивают

Э. Плятер с героиней французского народа Жанной д’Арк.

Вопросы и задания

1. Составьте в тетради сравнительную таблицу «Общественно-политическое движение в Беларуси в первой трети ХІХ в. » и сделайте вывод о том, какие требования его участников предусматривали переход к буржуазному обществу

Организации

Названия организаций (течений) и фамилии руководителей

Требо

вания

(цели)

Методы

(тактика)

деятель

ности

Итоги

деятель

ности

Тайные студенческие организации

       

Организации

декабристов

       

Участники восстания 1830—1831 гг.

       
2. Можно ли считать филоматов патриотами своего Отечества? При ответе используйте отрывок из песни филоматов. 3. В чем заключались причины неудач первых революционеров дворянско-шляхетского происхождения? 4. Сравните отношение к восстанию 1830—1831 гг. со стороны шляхты и большинства белорусского крестьянства. 5. Поработайте по методу ключевого слова с текстом беседы старого крестьянина-полешука с повстанцами. Согласны ли вы с его объяснением причины неудачи восстания? Свое мнение поясните.6. Определите, используя соответствующую карту атласа, насколько масштабным было вовлечение белорусских земель в восстание 1830—1831 гг.