§ 16. Правительственная политика в Беларуси в последней трети ХІХ в.

История Беларуси, 9 класс (Морозова, Сосно, Панов, 2011)

[ Содержание ]

Вспомните.

1. Что такое «разбор» шляхты? 2. Какое решение принял Полоцкий церковный собор?

Учебная задача.

Определить особенности политики самодержавия в Беларуси в последней трети ХІХ в.

Ситуация в белорусских губерниях после восстания 1863—1864 гг. До конца 1860-х гг. в Беларуси сохранялось военное положение, введенное в связи с восстанием 1863—1864 гг. В Беларуси и Литве был установлен режим исключительных законов, направленный на уменьшение польского шляхетского влияния.

Действовали следственные комиссии и полевые суды. Продолжались аресты участников восстания и принудительное отчуждение имений шляхты в пользу государства. Правительство вернулось к политике «разбора» шляхты, которая активно участвовала в восстании. Шляхте запретили собираться вместе по несколько человек, даже на семейные торжества. За любое нарушение законов военного времени налагались штрафы — например, за использование польского языка, за ношение траура по погибшим повстанцам. Были уволены со службы все чиновники-католики, а на их должности назначены государственные служащие из России, которые стали опорой царизма в крае. Им были переданы сотни имений, конфискованных у участников восстания. С 1866 г. постепенно, начиная с восточных губерний, военное положение начало сниматься, но полностью было отменено только в 1870 г.

Особенности проведения буржуазных реформ в Беларуси. В связи с восстанием 1863—1864 гг. большинство буржуазных реформ 1860—1870-х гг. проводилось в Беларуси со значительным опозданием и существенными ограничениями.

Только с 1872 г. в Беларуси началась судебная реформа. Для разбора мелких преступлений и незначительных дел был создан мировой суд. В отличие от центральных губерний России, где судей избирали земские собрания в уездах, в Беларуси они назначались министром юстиции из числа верных правительству помещиков. Таким образом, Беларусь была сразу лишена главной особенности реформы — выборности судей и их независимости от правительства.

Только в 1882 г. в судах Беларуси были введены специальные должности присяжных заседателей (судей-непрофессионалов). Они независимо от судей выносили окончательное решение о виновности или невиновности подсудимого. С учетом их решения суд определял меру наказания или объявлял об освобождении. Для юридической помощи подсудимым и их защиты также вводились присяжные поверенные — адвокаты, не состоящие на государственной службе.

Российское правительство не пошло на проведение в белорусских губерниях земской реформы, связанной с созданием выборных учреждений для управления местным хозяйством, народным образованием, медицинским обслуживанием населения. Власти после восстания 1863—1864 гг. не доверяли местным помещикам, которые могли составить большинство в этих выборных учреждениях.

После убийства в 1881 г. царя Александра II наступил период контрреформ, сопровождавшихся гонениями на всякое инакомыслие. Попыткой восстановления крепостнических порядков стало введение в 1900 г. в Витебской, Могилевской и Минской губерниях земских начальников из числа «благонадежных» местных помещиков. Они полностью подчинили себе крестьянское самоуправление, которое было характерным для крестьянской общины. Наделенные почти неограниченной властью, земские начальники могли отменить любое решение сельского собрания, подвергать крестьян различным наказаниям.

Мероприятия российских властей по национально-религиозному вопросу. Самодержавие стремилось ограничить польское политическое и культурное влияние, проводником которого в белорусских губерниях являлась местная ополяченная шляхта. Власти разделяли местное дворянство на «поляков» (католиков) и «русских» (православных). Первые считались неблагонадежными, и российский царизм стремился подорвать их экономическое и политическое положение. В то же время власти укрепляли союз с православным «русским» дворянством, которое было признано опорой самодержавия. Определяющее место стала занимать православная церковь, поддержанная царским правительством. Широко развернулось строительство православных церквей в псевдорусском стиле.

В середине 1860-х гг. власти предприняли попытки перевода в православие части белорусов-католиков. Путем уговоров и прямого давления православными смогли записать еще десятки тысяч человек. Соответственно упразднялось около трехсот костелов и часовен, часть которых была приспособлена под православные церкви.

В июне 1867 г. Александр ІІ при посещении Вильны заявил представителям белорусских крестьян, которые недавно стали православными: «Я очень рад, что вас вижу православными. Я уверен, что вы перешли к старой вере своего края по убеждению и искренне. Однако, раз став православными, знайте, что я не позволю и не допущу, чтобы вы вернулись к католицизму. Слышите? Я повторяю, что радуюсь, видя вас православными».

В таких условиях бывшим униатам и католикам пришлось ждать изменений вплоть до 1905 г., когда под влиянием революции был принят так называемый указ о веротерпимости, разрешавший свободный переход из одного вероисповедания в другое.

Что касается евреев, царские власти запретили им селиться и приобретать землю в сельской местности в черте оседлости. В 1890-х гг. в Беларусь было возвращено значительное количество евреев из Москвы и городов Центральной России. Такая политика вела к искусственной перенаселенности ими белорусских городов и местечек. Вводились ограничения в приеме евреев в учебные заведения и на работу.

Западноруссизм. В последней трети ХІХ — начале ХХ в. среди чиновников, учителей, православного духовенства, особенно на востоке Беларуси, распространилась система взглядов, получившая название западноруссиз-ма. Лидером либерально-демократического направления в западноруссиз-ме стал уроженец Гродненской губернии Михаил Осипович Коялович — историк, этнограф, публицист, автор трудов по политической и церковной истории Беларуси. Его взгляды базировались на утверждении об «извечно русском характере края». Сторонники западноруссизма считали белорусов частью единого русского народа вместе с малороссами (украинцами) и великороссами. М. О. Коялович, занимавшийся разработкой проблем истории униатской церкви, утверждал, что главное направление развития белорусского края — возвращение его от польского католицизма к русскому православию.

Из книги М. О. Кояловича «Чтения по истории Западной России»: «. настоит вопиющая нужда знать Западную Россию по-русски, понимать по-русски. и вводить в это знание и понимание миллионы. простых малороссов, белорусов и литвинов. Называя всю эту страну Западной Россией, мы, очевидно, смотрим на нее с серединной части русского государства. а если оттуда смотреть на запад, то. можно без большой погрешности назвать Западной Россией не только Белоруссию, но и Украину, и Литву».

Сторонники взглядов М. О. Кояловича признавали определенную историко-этническую самобытность Беларуси, но исключали возможность самостоятельного национально-культурного, государственного и политического развития белорусского этноса. И все же они многое сделали для исследования национального наследия белорусов и способствовали опровержению мнения, что Беларусь — это часть Польши (**).

Понятия и термины, которые нужно усвоить: западноруссизм.

Культурно-историческая среда

** Влияние западноруссизма испытали некоторые белорусские ученые и деятели культуры. Например, уроженец Гродненщины, основатель белорусского научного языкознания и литературоведения Евфимий Федорович Карский первоначально рассматривал белорусскую общность как «ветвь русского народа», а белорусский язык — как «западнорусскую ветвь среднерусских говоров». Он считал, что изучение белорусского языка не должно идти дальше начальной школы, а среднее и высшее образование и наука могут обеспечиваться через «общероссийский язык». В дальнейшем Е. Карский обосновал самобытность белорусов как самостоятельного славянского народа, осветил важнейшие этапы истории белорусского языка, его специфические особенности.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте ситуацию в белорусских губерниях после восстания 1863—1864 гг. 2. Чем были обусловлены и в чем заключались ограничения при проведении в Беларуси судебной реформы? 3. Что стало альтернативой земской реформе в Беларуси? 4. Почему царские власти в Беларуси не доверяли местному дворянству и разделяли его на «поляков» и «русских»? 5. Каким было отношение российских властей к католикам и бывшим униатам?6. В чем сущность взглядов сторонников западноруссизма? Сравните эти взгляды с белорусоведением. 7. О чем свидетельствовал тот факт, что царские чиновники в отношении белорусских земель употребляли название «Северо-Западный край»?