§ 21. Формирование политических партий и движений

История Беларуси, 9 класс (Морозова, Сосно, Панов, 2011)

[ Содержание ]

Вспомните.

Что такое автономия?

Учебная задача.

Определить направления общественного движения и содержание их программных требований, в том числе по национальному вопросу.

Революционные народники. С середины 1870-х гг. на смену поколению шляхетских революционеров пришло народничество. Народники были сторонниками социализма — учения, в котором в качестве цели и идеала выделяются принципы социальной справедливости, свободы, равенства, и общественного строя, основанного на этих принципах. Часть народников разделяла идею крестьянского социализма: возможность перехода к социализму через сохранение крестьянской общины, минуя капитализм. Идеи крестьянского социализма распространились в среде белорусской молодежи, преимущественно среди учащихся средних учебных заведений. Поступив в российские университеты, молодежь вливалась в существующие в них народнические кружки.

С возникновением в Петербурге в 1876 г. общероссийской организации «Земля и воля» народническое движение в Беларуси развивалось под ее непосредственным влиянием. Многие из белорусских народников (Сергей Ковалик, Екатерина Брешко-Брешковская, Николай Судзиловский) стали участниками «хождения в народ» с целью пропаганды социалистических идей среди крестьянства (**1). «Хождение в народ» закончилось провалом. Крестьяне еще продолжали верить в «доброго царя» и потому выдавали народников полиции.

Внутренние разногласия привели в 1879 г. к расколу «Земли и воли» на две организации: «Черный передел» и «Народная воля». Белорусские народники сначала пошли за «чернопередельцами», которые отказались от политической борьбы и добивались от правительства передела земли в государстве в пользу крестьян. После распада «Черного передела» белорусские народники стали на позиции «Народной воли», ставившей своей целью свержение самодержавия и осуществление демократических преобразований.

Часть народовольцев поддержала тактику индивидуального террора — формы вооруженного принуждения (убийство государственных и должностных лиц) в политических целях. Они надеялись, что цареубийство ускорит начало народной (крестьянской) революции. Смертный приговор царю Александру II привел в исполнение 1 марта 1881 г. уроженец Бобруйского уезда Игнатий Гриневицкий. Однако никаких значительных волнений в народных массах, даже в Петербурге, убийство самодержца не вызвало. Крестьяне на восстание не поднялись. Зато престол занял Александр III, который в скором времени отказался от продолжения буржуазных реформ своего отца и приступил к проведению контрреформ.

Группа «Гомон». В начале 1880-х гг. центром деятельности белорусских народников стал Петербург. Они издали здесь воззвания «К белорусской молодежи», «Послание к землякам-белорусам», в которых призывали к служению собственному народу, а не польским и российским интересам, и к свержению самодержавия в союзе со всеми революционными силами России.

Студенты — уроженцы Беларуси создали в 1884 г. в Петербурге группу «Гомон», которую возглавили Александр Марченко из Витебска и уроженец Могилева Хаим Ратнер. Свои задачи и программу группа изложила в двух номерах нелегального журнала «Гомон». Гомоновцы первыми из революционеров заявили о существовании белорусской нации и поставили вопрос о ее националь-ной самостоятельности. Они доказывали, что белорусский народ имеет свой язык, территорию, культуру, быт, историческое прошлое, а Беларусь представляет собой единый экономический район.

В первом номере журнала «Гомон» говорилось:

«Осознав свои силы, белорусский народ сразу же скажет своим угнетателям: долой эксплуатацию, мы сами хотим управлять собой!. Беларусь должна быть для белорусов. Мы сами должны завоевать себе свободу, не возлагая надежд на других! »

Белорусские студенты-гомоновцы выступали против взглядов на белорусский народ «как на некий материал для всевозможных экспериментов» и рассматривали его «как живую народность, способную самостоятельно распоряжаться собой». В связи с этим заявлялось о законных правах белорусского народа на самостоятельное и равноправное положение в «общей славянской семье».

Будущую государственность Беларуси гомоновцы видели в союзе с социалистической Россией — страной равноправных и добровольно объединенных краев. Добиваться своей мечты они намеревались революционным путем. Представления белорусских студентов-гомоновцев, в которых они выражали понимание себя как представителей своего народа и смысл его исторического существования, стали свидетельством оформления белорусской национальной идеи.

Общероссийские социал-демократические организации в Беларуси. В середине 1880-х гг. революционное народничество постепенно сходило с исторической арены, на которую вступала социал-демократия. Социал-демократы провозгласили своей целью борьбу за построение социально справедливого общества. Социал-демократия подразделялась на два основных направления: революционное и реформистское. Сторонники революционного направления придерживались в основном насильственных методов борьбы и считали главной силой, которая приведет общество к социализму, не крестьянство (как полагали народники), а рабочий класс. Они верили в неизбежность гибели капитализма, «могильщиком» которого станет пролетариат. Реформисты выступали за мирные преобразования в обществе.

Как революционеры, так и реформисты были сторонниками учения К. Маркса и Ф. Энгельса — марксизма. Марксизм объяснял поступательный исторический ход развития изменениями общественно-экономического строя, а классовую борьбу между господствующим и угнетенным классами рассматривал в качестве движущей силы истории. Переходу белорусских революционеров на позиции марксизма способствовала первая российская марксистская организация «Освобождение труда», основанная в 1883 г. за рубежом Г. В. Плехановым. 

С ней были связаны и уроженцы Беларуси, в том числе писатель и революционер Адам Гуринович. Первые в Беларуси кружки по пропаганде марксизма были созданы в 1884—1885 гг. в Минске, а в конце 1880-х — первой половине 1890-х гг. — в Вильне, Витебске, Гомеле, Гродно, Бресте, Сморгони.

Стремление рабочего класса и крестьянства защитить свои интересы подталкивало их к образованию политических партий. В 1897 г. на съезде в Вильне был создан Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России — Бунд. Бунд считал себя единственным представителем интересов достаточно многочисленного в Беларуси еврейского рабочего класса.

В 1898 г. на съезде в Минске была провозглашена Российская социал-демократическая рабочая партия — РСДРП. Программа партии определяла конечной целью российских социал-демократов построение социалистического общества через пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата.

В 1902 г. на базе народнических кружков возникла Партия социалистов-революционеров (ПСР, эсеры). Одним из создателей и лидеров партии эсеров стала Е. К. Брешко-Брешковская. Беларусь была одним из центров, где создавалась эта партия. Социалисты-революционеры отстаивали интересы крестьянства, выступали за ликвидацию помещичьего землевладения, свержение самодержавия и образование в России демократической республики. Эсеры использовали различные формы борьбы: от агитации и пропаганды до индивидуального террора против представителей государственной власти.

Образование и программные требования Белорусской социалистической громады. Начало ХХ в. было отмечено подъемом национального движения. У нового поколения белорусской интеллигенции постепенно зрело понимание необходимости создания собственной политической организации. Ею стала Белорусская социалистическая громада (БСГ) — первая белорусская политическая партия, которая окончательно оформилась в 1903 г. Среди создателей и руководителей БСГ были братья Иван и Антон Луцкевичи, Алоиза Пашкевич (Тётка), Казимир Кастровицкий (Карусь Каганец), Алесь Бурбис (**2).

На І съезде в 1903 г. БСГ приняла программу, в которой провозгласила своей целью свержение самодержавия и уничтожение капиталистического строя. Партия стремилась найти опору в рабочем классе, крестьянстве, интеллигенции. В аграрном вопросе БСГ выступала за передачу земли из частной в общественную собственность, провозглашала право каждого человека на занятие земледелием без использования наемного труда. В программе партии были требования 8-часового рабочего дня, установления минимальной заработной платы, бесплатной медицинской помощи. Политические требования БСГ были следующими: равноправие людей независимо от пола, национальности, вероисповедания; всеобщее равное избирательное право с тайным голосованием, бесплатный суд, свобода слова, печати, собраний, обществ.

По национальному вопросу БСГ постановила добиваться автономии — широкого внутреннего самоуправления для Беларуси в составе Российской демократической республики. Таким образом, белорусская национальная идея в представлениях лидеров БСГ была связана с необходимостью политической борьбы за достижение Беларусью самоуправления в пределах России, когда она станет демократической республикой.

Понятия и термины, которые нужно усвоить: социализм, «хождение в народ», террор, «Гомон», белорусская национальная идея, Бунд, Белорусская социалистическая громада (БСГ).

Культурно-историческая среда **1. Участник движения народников, уроженец Могилева Николай Константинович Судзи-ловский стал деятелем международного революционного движения. В 1874 г. он выехал за границу.

Был одним из организаторов социалистического движения в Румынии. Оказал значительное влияние на развитие революционного движения в Болгарии. С 1892 г. жил на Гавайских островах, где создал и возглавил партию независимых, а в 1901 г. стал президентом Гавайской республики. С 1903 г.

Н. К. Судзиловский находился в Китае и Японии.

Ему принадлежат научные труды по медицине, химии, философии, географии. Судзиловский — первый путешественник-географ, познакомивший российское общество с флорой и фауной островов центральной части Тихого океана.

**2. Особый авторитет в белорусском национальном движении имел Иван Иванович Луцкевич, который был сторонником равноправных отношений Беларуси с Россией, Польшей, Украиной и Литвой. Вместе со своим братом Антоном, а также В. Ластовским и другими деятелями разрабатывал вопрос о национальном самоопределении белорусского народа. Благодаря И. Луцкевичу этот вопрос впервые прозвучал на ряде международных конференций в начале ХХ в. Он известен как собиратель и исследователь памятников белорусской письменности и культуры, а его личная коллекция стала основой Белорусского музея древностей в Вильне. Повлиял на творческие судьбы Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича и других белорусских поэтов и писателей.

Вопросы и задания

1. Заполните в тетради сравнительную таблицу «Народническое и социал-демократическое движение».

Признаки для сравнения

Народническое

движение

Социал-демократическое

движение

Названия организаций

   

Основная цель движения

   

На какие слои населения опирались

   

Формы борьбы

   
2. Могла ли привести к смене государственного строя террористическая борьба? Свой ответ объясните. 3. Перечислите признаки нации, определенные студентами-гомоновцами. Как предлагали гомоновцы решить национальный вопрос для белорусов? 4. Составьте в тетради таблицу «Политические партии в Беларуси в конце ХІХ — начале ХХ в. ».

Названия партий

Бунд

РСДРП

ПСР

БСГ

Год образования

       

Политические цели

       
5. Охарактеризуйте программные требования БСГ по аграрному и национальному вопросам.