§ 29. Образование и наука в 1860-х гг. — начале ХХ в.

История Беларуси, 9 класс (Морозова, Сосно, Панов, 2011)

[ Содержание ]

Вспомните.

Какие изменения и по каким причинам произошли в системе образования в Беларуси в первой половине ХІХ в.?

Учебная задача.

Определить, на что были направлены деятельность системы образования и научные исследования о белорусах и Беларуси.

Школьная реформа. Среди ряда буржуазных реформ, проведенных царским правительством в 1860—1870-х гг., важное место занимали изменения в области образования, начавшиеся в 1864 г. Школа провозглашалась всесословной, вводилась преемственность между различными уровнями обучения. В отличие от центральных губерний России в Беларуси не было земских школ. До конца XIX в. в Беларуси действовали «Временные правила для народных школ», разработанные в 1863 г. при виленском генерал-губернаторе М. Н. Муравьеве. Согласно им в каждой губернии создавались дирекции народных училищ. Чиновники этих дирекций осуществляли надзор за работой школ, принимали на работу и увольняли учителей. Это означало, что общество не допускалось к руководству народным образованием. Учебники, которые готовились для школ Северо-Западного края, характеризовались своим западнорусским толкованием истории.

Состояние образования. Начальное образование давали народные и городские училища, относившиеся к Министерству народного просвещения, а также церковноприходские школы и школы грамоты. Наиболее прогрессивным типом школ являлись народные училища. Они были одно- и двухклассные. В программу обучения входили Закон Божий, русский язык, основы арифметики, церковные песнопения, ремесла (для мальчиков) и рукоделие (для девочек).

Церковноприходские школы, которые стали открываться в белорусских деревнях, принадлежали Русской православной церкви. В начале ХХ в. их количество составляло около 5 тысяч. Учителями здесь были православные священники, не имевшие специальной подготовки. Детей учили Закону Божию, молитвам, основам письма и счета, краткой церковной и российской истории. Церковь считала главной задачей воспитание верности православию и царю, а не приобретение знаний.

Для образования детей мелкой буржуазии, ремесленников, служащих, торговцев, мелкой шляхты служили 6-летние городские училища. Они не давали завершенного образования. Только дети состоятельных родителей после дополнительной оплаты за подготовку по ряду предметов могли поступить в гимназии или учительские институты.

Проблемой начального образования был недостаток учителей. В 1864 г. в Молодечно открылась первая на территории Российской империи учительская семинария. Учащимися семинарий были

исключительно православные крестьянские парни. Учительскую семинарию в Несвиже закончил и Я. Колас. В этих учебных заведениях получали образование будущие учителя начальной школы. Но учителей для городских училищ и средних школ в Беларуси не готовили. Их присылали из Москвы, Петербурга и Киева.

Среднее образование во второй половине XIX в. давали мужские и женские гимназии, обучение в которых было рассчитано на 7 лет. Гимназии подразделялись на два типа: классические и реальные. Первые специализировались на гуманитарных науках, вторые — на естественных и технических. Выпускники классических гимназий имели право без экзаменов поступать в университеты, а реальных гимназий — в технические институты. Позже реальные гимназии были преобразованы в реальные училища. В 1887 г. был принят так называемый указ «о кухаркиных детях». В соответствии с распоряжением министра просвещения запрещалось принимать в гимназии детей кухарок, прачек, мелких торговцев и других низших сословий. 

Из-за высокой платы за обучение до конца XIX в. средняя школа оставалась учреждением для детей привилегированных сословий: шляхты, чиновников, духовенства, городской буржуазии и зажиточных крестьян. В конце XIX в. в белорусских губерниях грамотные составляли 25,7 % от общей численности населения.

В начале ХХ в. в Беларуси получило развитие профессиональное образование. Действовали железнодорожные, сельскохозяйственные, ремесленные и другие школы и училища.

В 1864 г. за участие студентов и учащихся в восстании был закрыт Горы-Горецкий земледельческий институт. После этого в Беларуси не осталось высших учебных заведений, хотя потребность в них была велика. В начале ХХ в. открылись учительские институты в Витебске, Могилеве и Минске. Однако они не являлись высшими учебными заведениями. Выпускники педагогических институтов не имели права поступать в высшие учебные заведения. Высшее образование белорусская молодежь получала за пределами родины — в Москве, Петербурге, Киеве и других университетских центрах России.

Научные исследования о языке, этнографии белорусов, истории Беларуси. Во второй половине ХІХ в. белорусы стали объектом повышенного интереса российских и зарубежных ученых. Царское правительство сразу после подавления восстания 1863—1864 гг. мобилизовало официальную науку на поиск доказательств того, что Беларусь изначально была частью России, а белорусы представляли собой западную ветвь «русского племени».

В 1860—1910-х гг. были собраны и опубликованы уникальные материалы

о языке и духовной культуре белорусского народа. Они вопреки официальным установкам царского правительства засвидетельствовали факт существования самостоятельного белорусского этноса. В исследованиях преобладало направление, связанное с развитием белорусоведения. Так, Павел Шейн в трехтомнике «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края» (1887—1902) собрал большое количество фольклорно-этнографических материалов.

Одним из первых крупных исследователей Беларуси был языковед и этнограф Иван Носович, уроженец Быховского уезда. Основной его работой стал «Словарь белорусского наречия», изданный в 1870 г., над которым ученый работал 30 лет. В этом издании содержится более 30 тыс. слов, отражающих все богатство белорусского языка XIX в., даны их обстоятельные объяснения. Подобной работы к тому времени не было во всем славянском языкознании. Словарь И. Носовича не утратил своей ценности и сейчас, так как он позволяет отыскать исчезнувшие слова.

Утверждению самобытности белорусского народа содействовал известный белорусский ученый-краевед, уроженец Гомельщины Евдоким Романов.

Своеобразной энциклопедией быта и культуры белорусов стал его многотомный «Белорусский сборник» (1886—1912). Е. Романов собрал сведения о большом количестве городищ и курганов в Беларуси, работал над созданием археологических карт Могилевской, Витебской и Гродненской губерний, обнаружил Бердыжскую стоянку первобытных людей, открыл Борисов камень — памятник ХІІ в.

Огромным вкладом в исследование языка белорусов стали труды Евфимия Карского. Первым среди белорусов он получил звание академика Российской Академии наук. Всемирную известность ученому принесло трехтомное издание «Белорусы» (1903—1922). Е. Карский показал самостоятельность белорусского языка в семье других славянских языков, определил территориальные границы его распространения и составил соответствующую карту. Исследователь научно обосновал национальную самобытность белорусов как самостоятельного славянского народа, который создал свою богатую и оригинальную культуру и имеет древние традиции. Исследование Е. Карского стало настоящей «энциклопедией белорусоведения».

Во второй половине 1880-х гг. с идеей о самобытности белорусского этноса и его праве на самостоятельное политическое будущее выступил историк Митрофан Довнар-Запольский.

В одном из своих трудов М. Довнар-Запольский отмечал: «Народ, лишенный политической жизни. который временами на целые столетия сходил с политической арены и как бы замирал, такой народ, если он не утратил языка своего, этнографических особенностей и др., вновь выходит на арену, если не на политическую, то, в крайнем случае, социальной и умственной жизни».

Глубоко убежденным в том, что осознание белорусами себя как самостоятельной нации невозможно без знания прошлого, был Вацлав Ластовский. Он стал первым белорусским историком, писавшим о Беларуси и для белорусов на белорусском языке. Новым в его «Краткой истории Беларуси», изданной в 1910 г. в Вильне, было стремление показать белорусский народ как творца своей судьбы (**1, 2).

Понятия и термины, которые нужно усвоить: церковноприходские школы,

учительские семинарии.

Культурно-историческая среда

**1. Широкую известность в Европе получила деятельность в области естественных наук уроженца Минщины Якуба Наркевича-Иодко (1847—1905). На собственные средства он построил в своем имении метеорологическую станцию, открыл санаторий, где успешно использовал собственную методику лечения болезней с помощью электротока — электротерапию и электромассаж. Исследовал атмосферное электричество, изобрел громоотвод, а также телеграф — устройство для беспроволочной передачи электромагнитных сигналов на расстояние.

**2. Сегодня для нас привычно, что среди врачей много женщин. А вот в ХІХ в. это было не так.

Первой в России получила высшее медицинское образование, что для женщины сделать было непросто, наша землячка Варвара Кашеварова-Руд-нева. В 1876 г. она защитила в Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге докторскую диссертацию по медицине. Таким образом, уроженка Могилевщины стала первой в России женщиной — доктором медицины. Ее многочисленные научные труды по акушерству и гинекологии были широко известны в России и за ее пределами. А первой в Европе женщиной — профессором философии стала в 1909 г. уроженка Витебщины Анна Тумаркина. С 1892 г. она жила в Швейцарии, где поступила в Бернский университет и успешно защитила диссертацию по философии. Сегодня одна из улиц в Берне названа именем нашей землячки.

Вопросы и задания

1. Перечислите мероприятия царского правительства в области образования после подавления восстания 1863—1864 гг. и объясните их характер.2. Составьте схему, отражающую структуру системы образования в Беларуси во второй половине XIX — начале XX в. Используйте соответствующую картосхему в параграфе. 3. Сравните церковноприходские школы и народные училища, классические и реальные гимназии. План сравнения составьте самостоятельно. Оформите сравнение в виде таблицы. 4. Объясните, почему учебники для школ Северо-Западного края характеризовались западнорусским толкованием истории. 5. Приведите аргументы, которые использовали И. Носович, М. Довнар-Запольский, Е. Карский, В. Ластовский для доказательства существования самостоятельного белорусского этноса. Используйте картосхему «Границы расселения белорусов. Среднебелорусские говоры». 6. Начните заполнение в тетради таблицы «Достижения в развитии науки и культуры Беларуси во второй половине XIX — начале ХХ в. ».

Фамилия деятеля науки и культуры

Вклад в развитие науки и культуры