§ 32. Беларусь во второй половине ХІХ — начале ХХ в. Урок обобщения

История Беларуси, 9 класс (Морозова, Сосно, Панов, 2011)

[ Содержание ]

Вспомните.

В чем заключались черты перехода от феодального к буржуазному обществу в Беларуси в 1860-х гг. — начале XX в.?

Учебная задача.

Определить итоги формирования буржуазного общества в Беларуси на рубеже ХІХ—ХХ вв.

Пути перехода от феодализма к капитализму. Буржуазные преобразования в различных областях жизни белорусского общества во второй половине XIX — начале XX в. проходили двумя путями: реформаторским и революционным. Первый из них воплотился в проведении буржуазных реформ. Среди них были крестьянская реформа 1861 г., столыпинская аграрная реформа в 1906—1917 гг., а также судебная, городская, школьная, земская реформы. Реформу 1861 г. историки называют «попыткой откупиться от революции». Второй путь был связан с буржуазно-демократическими революциями в 1905— 1907 гг. и феврале 1917 г. Их причинами стали нерешенность аграрного, а также национального вопросов, существование самодержавия. И если самодержавие, ограниченное созданием Государственной думы согласно Манифесту 17 октября 1905 г., было в конце концов свергнуто в феврале 1917 г., то аграрный и национальный вопросы требовали своего дальнейшего решения.

Социально-экономические преобразования. После отмены крепостного права в белорусских губерниях начался процесс распада дворянской земельной собственности и ее превращения в буржуазную. Обозначился переход к предпринимательскому хозяйству. Углубилась специализация сельского хозяйства. Крестьянская реформа 1861 г. обусловила достаточно длительный и медленный «прусский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве, связанный с сохранением помещичьей собственности на землю и крестьянскими отработками. В результате столыпинской аграрной реформы была разрушена сельская община, крестьяне получили возможность закрепить свои земельные наделы в собственность, начал формироваться слой сельской буржуазии из числа зажиточного крестьянства. В результате были созданы условия для развития капитализма в сельском хозяйстве по «американскому» пути.

Продолжался промышленный переворот, связанный со становлением фабричного производства. По применению сельскохозяйственных машин

Беларусь стояла на одном из первых мест в Российской империи. В промышленности сосуществовали ремесленные мастерские, мануфактуры, фабрики и заводы. Преобладающая доля евреев в населении белорусских городов повлияла на процесс формирования торгово-промышленной буржуазии и пролетариата. В годы Первой мировой войны, когда почти половина территории Беларуси оказалась под германской оккупацией, произошли милитаризация промышленности и упадок сельского хозяйства.

Постепенно развивалась рыночная экономика. Со строительством одной из самых густых железнодорожных сетей в Российской империи Беларусь все активнее вовлекалась в общероссийский и европейский рынки. Развитие товарно-денежных отношений вызвало появление и развитие банков.

Таким образом, происходило постепенное формирование буржуазного общества на территории Беларуси.

Общественно-политическое положение. Последним крупным выступлением в рамках шляхетского периода общественно-политического движения стало восстание 1863—1864 гг., направленное на возрождение государственности на землях бывшей Речи Посполитой. Его революционно-демократическое течение во главе с К. Калиновским выступало против самодержавия, сословного и национального неравенства.

Народническое и социал-демократическое движения, провозгласив целью достижение социализма, использовали в своей деятельности различные средства: от «хождения в народ» и политического террора до организации политической борьбы рабочего класса.

Средством урегулирования общественных отношений стали, несмотря на свой ограниченный характер, буржуазные реформы 1860—1870-х гг., а также введение земств в трех белорусских губерниях в 1911 г.

Накануне и в ходе буржуазно-демократических революций создавались и разворачивали деятельность политические партии, были провозглашены демократические права и свободы, Россия из феодальной монархии превратилась в буржуазную республику.

Первой белорусской национальной политической партией стала Белорусская социалистическая громада, объявившая своей целью свержение самодержавия и уничтожение капиталистического строя.

Национально-культурная жизнь. На рубеже XIX—XX вв. белорусская культура оказала огромное воздействие на формирование национального самосознания. После восстания 1863—1864 гг. самоопределение белорусов происходило в рамках белорусского национального движения, на своей собственной этнической основе. Этому способствовал процесс формирования белорусской нации, который в пределах Российской империи проходил в условиях отсутствия у белорусов собственной государственности.

Начался процесс оформления белорусской национальной идеи. Это отразилось во взглядах белорусских студентов-гомоновцев, заявивших о самостоятельности белорусского народа и его праве на национально-государственное будущее. В начале XX в. национальная идея белорусского народа воплотилась в политической программе БСГ по национальному вопросу, связанной с достижением автономии Беларуси в составе Российской демократической республики. В условиях Первой мировой войны представители белорусского национального движения видели осуществление национальной идеи в возрождении Великого Княжества Литовского. Позже они выступили за отдельную государственную независимость и территориальную целостность Беларуси в ее этнографических границах.

Во второй половине XIX — начале XX в. продолжались процессы формирования нового белорусского языка и литературы, становления белорусского профессионального театра, которые происходили в тесном взаимодействии с русской культурой и культурами других народов России.

Понятия и термины, которым нужно дать определение: «Мужыцкая праў-да», «Письма из-под виселицы», «Гомон», «хождение в народ», террор, Бунд, Белорусская социалистическая громада (БСГ), «Курловский расстрел», коалиционные комитеты, автономисты, западноруссизм, социализм, стачка, мобилизация, «Свенцянский прорыв», оккупация, милитаризация, двоевластие, корниловский мятеж, выкупная операция, выкупные платежи, временнообязанные крестьяне, уставные грамоты, чересполосица, отработки, «прусский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве, имущественный ценз, национализация, отруб, хутор, земства, «американский» путь развития капитализма всельском хозяйстве, национальный вопрос, «здешние», национальное самосознание, белорусская национальная идея, церковноприходские школы, учительские семинарии, белорусские вечеринки, церкви-«муравьевки».

Вопросы и задания (по выбору их учениками в каждой из групп)

1. Найдите и объясните ключевые слова:— в выдержке из «Мужыцкай праўды»:«Дзецюкі! Доўга маўчаў я, не казаў вам нічога, бо хацеў разгледзецца добра ды разабраць, што гэта дзеецца на свеце, штоб ужо спавясціць вас па справядлівасці ды сказаць, як наказвае Бог ды сумленне, што нам цяпер трэ-ба рабіць. Чакаць моўчкі больш ужо незмага! Памяркуйма толькі, што дума-юць цяпер зрабіць з намі. Усе нас крыўдзілі ды ўсе абдзіралі, і біў нас сіль-нейшы, крыўдзіў багаты, — а на тое нідзе не было справядлівасці. Мы ўсе маўчалі ды слухалі, усім кланяліся, за ўсё плацілі, усё цярпелі, ждучы канца, бо спадзяваліся справядлівай вольнасці, спадзяваліся, што дадуць вольнай зямелькі. Замест таго штоб аддаць нашу зямельку, ды якую ж зямельку? Гэту, што з дзядоў-прадзедаў кроўнай працай дзесяць раз ужо яе зарабілі да запла-цілі. За гэту зямлю цар наказвае нам чыншы плаціць. »;— в выдержке из манифеста РСДРП 1898 г.:«. На своих крепких плечах русский рабочий класс должен вынести и вынесет дело завоевания политической свободы. Это необходимый, но лишь первый шаг к осуществлению великой исторической миссии пролетариата: создание такого общественного строя, в котором не будет места эксплуатации человека человеком. Русский пролетариат сбросит с себя ярмо самодержавия, чтобы с тем большей энергией продолжать борьбу с капитализмом и буржуазией до полной победы социализма»;— в выдержке из указа Николая ІІ 1906 г.:«Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.Каждый домохозяин, за которым закреплены участки надельной земли. имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответственный участок по возможности к одному месту.Подворные участки. составляют личную собственность домохозяев.Переход целых обществ как с общинным, так и с подворным землепользованием к владению в отрубных участках совершается по приговорам, постановленным большинством двух третей крестьян, имеющих право голоса на сходе»;— в выдержке из статьи Я. Купалы «Независимость»:«Беларускі народ самабытны — гэта прызнаюць ужо нават і нашы праціў-нікі з польскага ці расейскага лагера. Беларуская дзяржаўнасць таксама мае сваю гісторыю.А Беларусь, як кожная іншая дзяржава, мае права і даб’ецца раней ці паз-ней гэтага права стаць роўнай і вольнай дзяржавай паміж сваімі суседзямі».2. Сравните:— условия проведения крестьянской реформы 1861 г. в центральных европейских губерниях Российской империи и в Беларуси;— предпосылки для осуществления «прусского» и «американского» путей развития капитализма в сельском хозяйстве Беларуси;— земскую реформу в центральных европейских губерниях Российской империи и в Беларуси;— позиции Белорусской социалистической громады и Русского окраинного союза по национальному вопросу;— белорусоведение и западноруссизм.3. Приведите исторические факты, отражающие:— особенности промышленного переворота в Беларуси;— пути развития капитализма в сельском хозяйстве Беларуси после отмены крепостного права;— итоги революционных преобразований в белорусском обществе в начале ХХ в.;— положение белорусского народа во время Первой мировой войны;— процесс формирования белорусской нации.4. Раскройте причинно-следственные связи между следующими историческими явлениями (фактами):— восстание 1863—1864 гг. ^ упразднение временнообязанного положения крестьян в белорусских губерниях;— отмена крепостного права ^ развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности Беларуси;— столыпинская аграрная реформа ^ создание условий для развития капитализма в сельском хозяйстве Беларуси по «американскому» пути;— Манифест 17 октября 1905 г. ^ начало демократизации общества;— формирование белорусской нации ^ оформление белорусской национальной идеи.5. Докажите, что:— осуществление крестьянской реформы 1861 г. в белорусских губерниях имело одновременно феодальные и капиталистические черты;— судебная и земская реформы имели ограниченный характер при их проведении в белорусских губерниях;— осуществление столыпинской аграрной реформы содействовало развитию капитализма в сельском хозяйстве Беларуси;— начало ХХ в. может считаться периодом возрождения национальнокультурной жизни.6. Решите исторические задачи:— о каком событии и отношении к нему упоминается в произведении «Гутарка Данилы со Степаном»:Гавораць па свеце, уголас талкуюць,Ад ксяндзоў, ад рабінаў усе людзі чуюць,Што вольнасць нам, бедным, дасць без адкладу,Толькі што з панамі не дойдзема ладу.Чаго адны хочуць, то другім не міла.Як чорт перад д’яблам пражэцца іх сіла,Цар ім патурае, а яны хітруюць.;— какое явление отражает высказывание одного из белорусских крестьян в связи с пересмотром условий крестьянской реформы в 1863 г.: «ДзякуемВам, паночку, і ўсяму панству, что Вы ўзбунтоваліся. Інакш бы нам такой ласкі от цара во век не дачакацца»;— в чем заключались причины проблемы, которую затронул К. Калиновский в «Мужыцкай праўдзе», и предложенный им путь ее решения: «Калі Бог стварыў усіх людзей вольнымі. так скуль жа гэта ўзялося, што адзін марнуе ды і над людзьмі збыткуе, а другі, бедны, паншчыну служыць альбо аброкі ў казну плаціць?. Мужыкі. не павінны плаціць ані чыншу паном, ані абро-ку ў казну за зямлю, бо гэта зямля да нас належыць. »;— объясните, почему неизвестный автор стихотворения «Кто я? » не может ответить на поставленный вопрос:Пытаешся, браце, хто я, з якога краю?З-за Віслы, з-за Нёмну ціз-за Дунаю?Ёсць рэчка Свіслач, малая на свеце,А там шмат збожжа і кветак расце ў леце.Там дзяўчаты, як красныя кветкі,А хлопцы — як пінскія дубы-сталеткі.Хто я? — паляк, беларус ці ліцвін?Бог толькі ведае праўду адзін.Я ж хачу працаваць увесь век,Кабзаслужыць імя — чалавек;— определите причины вопроса, заданного Я. Купалой в своем стихотворении «Здешний»:. Аяк завуць край гэтыродны мой —Забыўся ўжо праз свой прыгон і здзек;Мабыць, забраны, ці тутэйшы ён,Я ж сын яго — тутэйшы чалавек!7. Определите роль исторических личностей и деятелей культуры:— К. Калиновского в развитии идеи народного государства. Используйте слова, высказанные им в «Мужыцкай праўдзе» и «Письмах из-под виселицы»: «І як добры слуга глядзіць худобы гаспадарскай і слухае свайго гаспада-ра, так добры ўрад глядзець павінен шчасця людзей, слухаць народу і рабіць так, як народу лепей. І не дзіва, бо не народ зроблены для ўраду, а ўрад для народу»;— Ф. Богушевича в развитии национального самосознания белорусов. Используйте выдержку из предисловия Богушевича к сборнику «Дудка белорусская»: «. мова наша ёсць такая ж людская і панская, як французская, альбо нямецкая, альбо і іншая якая. Наша мова для нас святая, бо яна нам ад Бога дадзена. Ці ж ужо нам канечне толькі на чужой мове чытаць і пісаць можна? Яно добра, а нават і трэба знаць суседскую мову, але найперш трэба знаць сваю. »;— деятелей БСГ в развитии белорусской национальной идеи. Используйте выдержку из листовки «Первый мужицкий съезд» от 1905 г.:«. Цяперашняе правіцельства трэба скінуць, дый пастарацца, каб намі правілі нашы выбарныя людзі. Гэтыя выбарныя ад усёй зямлі Беларускай павінны збірацца ў якім горадзе, прымерам у Вільні. Такі з’езд чы сход на-зываецца сэйм.Кожны народ павінен мець свой сэйм, каторы вёў бы яго справы, але ўсе народы, што жывуць у Расеі, маюць яшчэ і агульныя справы. Дзеля таго трэба, каб выбарныя ад нашай Беларусі і Літвы, ад Польшчы і Фінляндыі, Каў-каза і ўсіх другіх народаў разам з рускімі збіраліся на агульны сэйм у Пецяр-бургу. і там разам пастанаўлялі аб сваіх агульных справах».8. Подготовьте сообщение по одной из следующих тем.• Развитие капитализма в сельском хозяйстве Беларуси: «американский» или «прусский» путь?• К. Калиновский как носитель идеи социальной справедливости и борец за крестьянскую долю и волю.• Роль белорусских студентов-гомоновцев в обосновании самостоятельности и самобытности белорусской нации.• Деятели «Нашай нівы» как борцы за пробуждение национального самосознания белорусов.• И. Буйницкий — «отец» белорусского профессионального театра.• Историческое прошлое белорусских земель в творчестве белорусских художников (Н. Орды, К. Альхимовича и др.).• Зодчество Беларуси во второй половине ХІХ — начале ХХ в. как пример сочетания различных художественных стилей.• Знаменитые люди нашего края в исторических событиях на рубеже ХІХ — ХХ вв. (к уроку «Наш край»).